Полиграф.Медиа

​Опутаны реки сетями: кому выгодно браконьерство в Воронежской области?

Ежегодно в Воронежской области управление Росимущества уничтожает более 100 километров сетей, изъятых во время незаконной ловли рыбы. Расстояние от Воронежа до Острогожска по трассе как раз столько же. Ими можно проложить целую трассу от областного центр до населенного пункта. Наш регион всегда славился водоемами и рыбой. В достатке раньше ловились лещ, карась, плотва, белый амур, севрюга, судак, осетр. Вроде бы река Дон, ее притоки, пойменные озера, пруды дают обширную среду обитания. Они должны вольно и в большом количестве жить в таких условиях, но их становится все меньше и меньше. Каждый раз рыбаки, в свой заслуженный выходной, встав спозаранку, отправляются на рассвете ловить рыбку. Но, просидев с удочкой на берегу несколько часов, понимают, что потратили время впустую – нет ни карася на килограмм, ни судака, ни подлещика. Рыбаки меняют места дислокации, пробуют выбрать места укромнее, забираясь в самые дальние уголки – вблизи хуторов и деревень. Но и тут незадача – рыбы все также мало.

Куда делась рыба?

С чем это связано, решил разобраться корреспондент «Полиграф.Медиа». Не так давно мы писали материал по поводу того, что федеральные власти рассматривают в перспективе сделать рыбалку платной. Для того, чтобы рыбачить на озерах и реках, надо будет приобрести патент. Вопрос пока находится на уровне обсуждений, мы попросили высказать свое мнение по этому поводу рыбаков-любителей и получили весьма любопытный ответ.

«А за что платить, рыбы-то практически нет. Можно весь день просидеть с удочкой на берегу и не поймать ничего», – рассказали нам. Мы задумались: почему же все так плохо? Понятно, когда нет клева на крупных реках, протекающих через большие города или вблизи предприятий. Но малые водоемы? Они относительно чистые, протекают по лесам и лугам. Рядом деревеньки или дачные поселки: насосами, которые качают воду для полива, можно только воду замутить. Конечно, загрязнение вод и нарушение водного режима влияют на оскудение среды, но причина здесь более серьезная – браконьерство.

«Несколько раз, когда приезжал порыбачить, я видел такую картину: в кустах, а где и на берегу валяются дешевые китайские сети на крупную рыбу или на малька размером 10-12 сантиметров. Браконьеры орудуют. Они ставят сети на ночь, утром собирают улов, даже не распутывая снасти, только вырывают рыбу, а порванную сетку выбрасывают тут же, на берегу. Ее не жалко. На мини-рынках она продается за копейки. Или же приезжаешь, а в пруду или озере плавает умершая рыба. Понятно, что тут тоже клева не будет. «Поглушили» всю электроудочками», – рассказал нам один из рыбаков-любителей.

Что говорит закон?

Главный перечень ограничений, относящихся к ловле рыбы, регулируется Росрыболовством. Закон гласит, что, если их не соблюдать, нарушитель после рыбалки может получить и уголовный срок. Вроде бы ясно и четко в законе прописано: в каких местах запрещено ловить рыбу, каких пород, ограничения на размеры и вес, прописано какие орудия лова можно использовать, а какие нет. Существуют даже ограничения на методику ловли рыбы и в какие периоды, но нарушители действуют так, как будто бы их нет.

Наказание за незаконную ловлю рыбы, предусмотренное российским законодательством, есть – от самого незначительного до высокого. К примеру, если человек будет ловить рыбу в период нереста, возможен штраф до 300 тысяч рублей. А вот за ловлю отдельных видов рыб в период нереста (щука, сазан) нарушители заплатят 250 рублей за одну особь. За некоторые виды и того меньше: за рака – 42 рубля, а за леща – 25 рублей.

В случае, если пойманная рыба является самкой, размеры штрафов увеличиваются в два раза. За каждую пойманную рыбу осетровой породы придется платить двойной штраф, а за особь лососевой или сиговой пород – дополнительный штраф, который превышает основной на 200%.

Строже всего наказание за вылов с помощью запрещенных орудий ловли, в результате применения которых был причинен ущерб в крупных или же особо крупных размерах, а также за их использование в запрещенных для этого местах или же во время нереста. Статьей 256 УК РФ предусматривается штраф в размере от 300 тыс. до 1 млн.руб в общей сложности в зависимости от тяжести состава преступления и его квалификации. В качестве альтернативы предусмотрено лишение свободы на срок до 2-х лет. Если действовала группа лиц по предварительному сговору либо причинен особо крупный ущерб, то от 2 до 5 лет. Но это не останавливает браконьеров. Да и как их остановишь? Инспекторов не хватает, техника изношена, запчастей для моторных лодок – и тех не всегда в достатке. На эти цели у государства меньше всего денег. Потому и привлечь к ответственности нарушителей не так-то просто.

Браконьеры-«сетевики»

Мы связались с Александром Золотых, начальником Верхнедонского отдела госконтроля, надзора и охраны ВБР Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства. Он нам рассказал, что за шесть месяцев 2018 года сотрудниками ведомства на воронежских водоемах было изъято 1044 орудий (!) незаконного лова, в основном – сетей. В прошлом году за аналогичный период эта цифра была чуть выше – 1140 штук. Согласитесь, снижение незначительное.

«В этом году у нас были совместные мероприятия с правоохранительными органами. В основном ловили нарушителей, которые орудовали сетями. Сети изъяты, составлены протоколы, та рыба, которая была в живом виде, выпустили, а на нарушителей подали в суд. К сожалению, сложно установить хозяев сетей, только если их за руку поймаешь. Как только ловим, все тут же отказываются от орудий лова. Они не дорогие и легко доступны. За мою практику желающих ни одного не нашлось, чтобы прийти, признаться честно, и получить сети обратно. Потом мы передаем их в территориальное управление Росимущества по Воронежской области, которое принимает решение об их уничтожении. Сейчас мы будем передавать собранные за прошлый год порядка сорока пяти километров сетей. Практически в таком же объеме изъяли и сотрудники отдела по охране животного мира областного департамента экологии, порядка шестидесяти километров изъяли сотрудники КУВО, которое также имеет полномочия по изъятию бесхозных орудий лова и привлечению к ответственности», – рассказал Александр Золотых.

Браконьеры-«электрики»

Этих «специалистов» рыбаки между собой именуют «электриками». Их орудия ловли отличаются особой жестокостью. Часто они состоят из фонаря, подвешенного на толстом шнурке, сачка на длинной ручке и двух электрических проводов – «+» и «-». А в лодке стоит трансформатор на 220-380 вольт. С помощью фонаря они просматривают, есть ли рыба в воде. Затем опускается один из контактов до уровня рыбы и врубается ток: рыба, а, равно как и все живое в округе, мгновенно получает паралич или гибнет. Все, что всплывает на поверхность, собирается, все остальное остается гнить. Если же рыба остается живой, то ни о каком потомстве говорить не приходиться – икра в ней мертвая.

Хотя за ловлю рыбы электроудочками российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность, электроудочников очень тяжело поймать на месте преступления, поскольку они очень осторожны.

«Наши инспектора выходят на рейды в основном в ночное или предрассветное время. Но как только нарушители заслышат звук лодочного мотора, сразу избавляются от электромобильных устройств. Бьемся с ними вот уже два года. Информация о них к нам в отдел поступает. Они не только в мелких водоемах промышляют, но и на реке Дон, особенно у границы Липецкой и Воронежской областей», – резюмировал Александр Золотых.

Браконьеры-«хапуги»

Так называют тех, кто старается наловить больше рыбы, чем предусмотрено законом. Норма улова для одного человека в сутки – 5 кг. Это ограничение имеет только одно исключение – если была поймана всего одна рыба, вес которой превышает размер ограничения. Вывозить можно количество и вес которого не больше, чем двойная норма за два дня рыбалки. Причем в любом виде: сыром, копченом или вяленом. В противном случае есть вероятность получить за рыбалку и уголовный срок. Никаких ограничений нет на ловлю ершей, уклейки или на ловлю пескарей, а вот раков – до 30 штук за сутки на одного человека.

Бизнес на незаконных снастях

Вроде бы и правила ловли есть, и наказание предусмотрено, но, как считают специалисты рыбохраны, санкции эти не до конца продуманы законодательством. Сложно кого-то наказать, когда люди приезжают на рыбалку компанией, один ловит, а потом говорит: мы все сложили в одну корзину. Это на всех. Приходится отпускать.

Вторая сторона этого процесса – то, что надзорные органы, которые изымают у нарушителей сети или элетроудочки, косвенно помогают развиваться рыболовному бизнесу. Ловля рыбы такими способами – уголовно наказуемое преступление, а вот продажа этих устройств – нет. В УК РФ есть, к примеру, статья, которая запрещает торговлю определенных видов товаров. Они изъяты из оборота. А рыболовные сети, запрещенные к применению, тем не менее продаются в открытом доступе. Потому и борьба получается с ветряными мельницами. Бизнесу выгодно: одни изымают, уничтожают, другие завозят дешевую продукцию из Китая и продают. Сети на любой вкус, цвет, и размер.

К слову, были попытки ранее через губернатора и законодательное собрание Воронежской Думы выйти на федеральный уровень с предложением ограничить продажу устройств незаконной ловли в регионе, но безуспешно. Никто не поддержал. Думается, что причина, почему предложение проигнорировали, для всех ясна: кому-то выгоден этот бизнес, если каждый год мы уничтожаем более 100 километров рыболовных сетей, а браконьеров меньше не становится.

Поделиться!

Популярное

Аутсорсинговые услуги

Юридическое сопровождение

Услуги адвоката.
Юридическое сопровождение деятельности предприятия.
Договорная работа.
Претензионная работа.
Представительство в судах общей юрисдикции и арбитражном суде.
Сопровождение исполнительного производства.
Услуги брокера.
Сопровождение контрактов в рамках Государственного заказа.
Представление интересов заказчика в антимонопольной службе.
Юридическая помощь в сфере налогового права.

Безопасность

Сбор информации и подготовка аналитики всех видов в отношении партнёров, конкурентов, государственных структур.
Проведение журналистских расследований.
Юридические и адвокатские услуги.
Ведение эффективных переговоров, медиация (продажи, возврат долгов, досудебная медиация и решение конфликтных коммерческих ситуаций, формирование устойчивой межличностной лояльности).

GR-услуги

Организация взаимодействия заказчика с государственными органами, исполнительными и представительными).
Организация и проведение переговоров.
Мониторинг политической и экономической ситуации в регионе и городе по заданным заказчиком отраслям и направлениям.
Отслеживание изменений в законодательной базе.
Консультирование руководителей заказчика.
Продвижение интересов заказчика на городском и региональном уровне.
Деловая переписка.

PR-аутсорсинг

Исследование, анализ, разработка стратегии, обеспечивающей предприятию, кампании, конкретному клиенту высокий коэффициент отдачи от осуществляемой деятельности.
Участие в планировании PR деятельности клиента.
Репутационный аудит / Кризисное реагирование.
Мониторинг деятельности конкурентов.
Консультирование по комплексному PR в СМИ.
Консультирование по корпоративному, социальному и политическому PR.
Построение личного бренда.