Полиграф.Медиа

Похоронный бизнес и его тайные механизмы

После ухода из жизни близкого человека приходится решать целый комплекс вопросов: от выбора места захоронения до приобретения ритуальных атрибутов. И в тот момент, когда нервы и так на пределе, появляются сотрудники похоронных служб. Стоимость их услуг растет день ото дня, поэтому неудивительно, что в этой сфере оказывается немало мошенников и коррупционеров. «Полиграф.Медиа» разбиралось, почему похоронный бизнес не приносит городу дохода, а накопившиеся проблемы не решаются годами.

Наверное, у всех есть родственники, которые активно собирают так называемые «гробовые» — откладывают и без того мизерные пенсии на достойное захоронение. Так вот: еще год-два, и гробовые можно начать собирать лет с 35-ти. Потому что стоимость похоронных услуг растет непропорционально инфляции. Самые скромные похороны в Воронеже, при наличии места, где хоронить, обойдутся от 70 до 100 тысяч рублей. И это без лакированных деревянных гробов и прочих атрибутов из 90-х. Так сказать, минимальный пакет услуг, но каждый шаг дельцов от похоронного бизнеса превращается в дополнительные расходы — гробовщики, копатели могил, водитель катафалка и многое другое не входит в первоначально озвучиваемую цену. Вот на круг такая сумма и выйдет. Без поминок и остального.

Птенцы гнезда Вадимова 

Казалось бы, такая важная сфера как похоронный бизнес должна находиться в руках государства. В данном случае — в руках администрации Воронежа. Справедливости ради, она там и находится, но на 25,0008 %. Чуть больше, чем на четверть. А вот с остальными 74,9992 % ситуация более сложная.

2015 год — что являлось знаковым для Воронежа того периода и важно для нашей истории? Губернатор Гордеев, предприниматель Ишутин, контролировавший 70 % управляющих компаний города, мэр Гусев и отсутствие мест на кладбищах. Для того чтобы навести порядок в сфере организации похоронных мероприятий, Воронежская городская Дума 28 января 2015 года дала согласие городской администрации на создание ПАО «Воронежское похоронное бюро». Предполагалось сделать это на условиях муниципально-частного партнерства. В обоснование необходимости создания партнерства в Воронежскую городскую Думу была представлена пояснительная записка городской администрации, согласно которой при проведении конкурса администрация должна выбрать его победителем участника, который будет иметь возможность внести в уставной капитал акционерного общества 90 млн рублей, а также выполнить ряд существенных требований.

Примерно через девять месяцев, 20 октября 2015 года, мэрия заключила договор с ООО «Городская похоронная служба» о создании ПАО «Воронежское похоронное бюро», в котором у администрации — 25,0008 %, а у инвестора — 74,9992 %, однако условия из пояснительной записки, за которые и голосовала городская Дума, в договор не вошли.

Поясним, что руководителем ООО «Городская похоронная служба» является Наталья Киризлеева. Она же параллельно заявлена учредителем ряда других ООО: «АДС «Лифт», «Вертикаль», «ЖКХ-Сервис». По странному стечению обстоятельств все три структуры вращаются в орбите интересов Вадима Ишутина, который телом хоть и далеко (эмигрировал в связи с уголовным преследованием подконтрольных ему депутатов городской Думы — Руслан Кочетов был задержан и в настоящее время уже отбывает наказание в колонии, а Олег Турбин с 2019 года до настоящего времени все еще находится в федеральном розыске), но душой в Воронеже.

Есть еще похоронная компания «Ритуал», к которой имеет непосредственное отношение ИП Алексей Гончаров. Именно эта компания занимает большую часть рынка похоронных услуг. Именно из-за «Ритуала» более мелкие фирмы не в состоянии конкурентно предоставлять свои услуги населению. Поиск информации по ИП Гончарову в Интернете приводит на сайт «Предприятие «Юго-западное кладбище». Во вкладке «Контакты» мы видим, что в действительности сайт принадлежит не муниципальному предприятию, а Алексею Гончарову.

А есть еще некто Игорь Каменев — он представляется директором АО «Воронежское похоронное бюро», хотя юридически в организации не значится. Игорь Викторович — также креатура Вадима Ишутина. Все упомянутые юрлица и ИП сгруппировались на территории Юго-Западного кладбища, и простому человеку просто невозможно понять, кто из них в какой организации и кем работает.

Денег много не бывает

В 2021 году в Воронеже прогремела история, связанная с МКУ «Администрация городских кладбищ». Из-за взятки за место погребения в отношении директора предприятия Андрея Хаустова СУ СК возбудило уголовное дело. За свои услуги Хаустов планировал получить пол миллиона рублей. Однако позже сотрудники следственного управления решили, что никакой взятки не было, а Хаустов всего лишь злоупотребил своими полномочиями.

В настоящий момент в Воронеже для новых захоронений открыто только Березовское кладбище. Однако Андрей Хаустов сумел доказать, что за мзду можно упокоить родственника даже на Коминтерновском, где захоронены почетные жители города.

Вскоре после задержания Хаустова Контрольно-счетная палата нашла множество нарушений в работе МКУ. В том числе — заявления о захоронении, не подписанные заявителями, отсутствие расписок заявителей о захороненных на кладбище родственниках и расписок о захоронении родственников без указания их данных. Только с августа по ноябрь 2021 года необоснованно и незаконно было произведено 84 захоронения. Даже в первом приближении прибыли космические. Неучтенные прибыли. Речь идет о схеме нелегальных захоронений, в которой выход из игры Хаустова вряд ли что-то изменит, ведь он всего лишь исполнитель воли более серьезных людей.

Еще один любопытный факт. МКУ «Администрация городских кладбищ» находится по адресу: г. Воронеж, ул. 9 января, 217в. Когда создавалось ПАО «Воронежское похоронное бюро», сразу 8 зданий были переданы в уставной капитал. А уже в 2020 году все эти здания, продали ИП Гончарову. То есть, собственность ПАО была продана предпринимателю, который работает в той же отрасли. Естественно, обоснований необходимости этой сделки в открытых источниках не найти. Как и не найти здравый смысл в таком решении.

Зачем городу такие инвесторы?

В 2015 году мэр Воронежа — тогда им был Александр Гусев — информировал, что инвестор обязуется затратить 150 млн рублей на благоустройство новых кладбищ, 60 млн на благоустройство их инфраструктуры, а также ежегодно (не менее 10 лет) безвозмездно перечислять в бюджет города на уборку кладбищ не менее 20 млн рублей.

Это, так сказать, ожидания. А что в реальности произошло за 7 лет? Новых кладбищ нет (Березовское было открыто еще в 2014-м), расширения старых кладбищ не происходит, существующие кладбища никто не облагораживает (кроме родственников усопших), инфраструктурные проблемы на том же месте. Кстати, а сам инвестор исправно перечислял по 20 млн рублей в год? Тоже есть огромные сомнения. Город получает свою долю прибыли, но она не превышает 100 тысяч рублей в год даже в последнее время, когда ковид сделал смерть более частым явлением.

И вот еще одна потрясающая деталь. В июле 2019 года банк ВТБ выдал АО «Воронежское похоронное бюро» кредит под залог всего недвижимого имущества и построенного крематория. Возникает резонный вопрос: кто-то в мэрии изучал способность инвестора выплачивать бюджету колоссальные деньги на развитие? И зачем городу такой инвестор, если нужно брать кредиты под залог имущества, которое было в муниципальной собственности?

Кто подставил мэра?

Разумеется, интересно, кто же в администрации «продавил» решение о создании ПАО в таком виде.

Если проанализировать документы, представленные мэром и администрацией города в Думу для обоснования необходимости создания муниципально-частного партнерства, и условия, на которых планировалось его создать, а также изучить сам договор от 20.10.15, в котором прописаны уже реальные условия создания, то выяснится, что на самом деле Дума одобрила создание партнерства на одних условиях, а создано оно — на совершенно других. В таком случае, имеет ли юридическую силу данный договор? Да еще и подписанный от лица города Алексеем Антиликаторовым, который в марте этого года осужден за совершение коррупционного преступления — взятку в особо крупном размере?

Будучи вице-мэром, Антиликаторов являлся одним из товарищей Владимира Логинова, который в Воронежской области возглавлял Агентство по инновационному развитию. Воронежские СМИ неоднократно называли Логинова партнером Вадима Ишутина. Связка Антиликаторов-Логинов-Ишутин показывала свою эффективность даже когда Логинов оставил Воронежскую область, а Ишутин и вовсе — страну.

На решение Воронежской городской Думы создать будущее скандальное ПАО, видимо повлияла и руководитель городского управления имущественных и земельных отношений Наталья Махортова. Именно она утвердила пояснительную записку к решению Воронежской Гордумы с описанием прекрасных перспектив кладбищ при ПАО.

Кроме того, в распоряжении «Полиграф.Медиа» оказался список аффилированных лиц ПАО «Воронежское похоронное бюро» за 2-е полугодие 2021 года. Знакомые лица: Котов Олег Владимирович (руководителя управления дорожного хозяйства администрации Воронежа зовут так же), Федоров Роман Витальевич (ФИО те же, что и у депутата гордумы в 2015 — 2020 гг., работающего в ООО «АДС «Лифт-Сервис», которое также контролируется Вадимом Ишутиным).

А ПАО «Воронежское похоронное бюро», видимо, сильно устало от назойливых журналистов и вопросов вроде «где деньги и благоустроенные кладбища». Поэтому сменило форму на АО с возможностью ни перед кем не отчитываться и нигде никакую информацию не публиковать. Короли похоронного мира — они такие. Они бы и Аида заставили платить, если б жили в те времена.

 

Поделиться!

Популярное

Читайте также

Самое важное

Аутсорсинговые услуги

Юридическое сопровождение

Услуги адвоката.
Юридическое сопровождение деятельности предприятия.
Договорная работа.
Претензионная работа.
Представительство в судах общей юрисдикции и арбитражном суде.
Сопровождение исполнительного производства.
Услуги брокера.
Сопровождение контрактов в рамках Государственного заказа.
Представление интересов заказчика в антимонопольной службе.
Юридическая помощь в сфере налогового права.

Безопасность

Сбор информации и подготовка аналитики всех видов в отношении партнёров, конкурентов, государственных структур.
Проведение журналистских расследований.
Юридические и адвокатские услуги.
Ведение эффективных переговоров, медиация (продажи, возврат долгов, досудебная медиация и решение конфликтных коммерческих ситуаций, формирование устойчивой межличностной лояльности).

GR-услуги

Организация взаимодействия заказчика с государственными органами, исполнительными и представительными).
Организация и проведение переговоров.
Мониторинг политической и экономической ситуации в регионе и городе по заданным заказчиком отраслям и направлениям.
Отслеживание изменений в законодательной базе.
Консультирование руководителей заказчика.
Продвижение интересов заказчика на городском и региональном уровне.
Деловая переписка.

PR-аутсорсинг

Исследование, анализ, разработка стратегии, обеспечивающей предприятию, кампании, конкретному клиенту высокий коэффициент отдачи от осуществляемой деятельности.
Участие в планировании PR деятельности клиента.
Репутационный аудит / Кризисное реагирование.
Мониторинг деятельности конкурентов.
Консультирование по комплексному PR в СМИ.
Консультирование по корпоративному, социальному и политическому PR.
Построение личного бренда.

>
Яндекс.Метрика