14 мая мэр Воронежа Сергей Петрин подписал постановление о проведении общественных обсуждений по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Проект предусматривает, в том числе, расширение специализированной зоны для размещения кладбищ и захоронений.
В частности, планируется изменение назначения ряда территорий, которые будут отнесены к «Специальной зоне размещения кладбищ и захоронений». Речь идет о следующих земельных участках: ПК-78 (зона производственно-коммунальной застройки), ЖИ-129 и ЖИ-153 (зона индивидуальной жилой застройки), СПК-19 (специальная зона размещения кладбищ и захоронений), СХП-7 (зона сельского хозяйства и садоводства), а также П-39 и ПК-100 (зона производственно-индустриальной застройки).
Попытаемся разобраться в главных игроках на похоронном рынке Воронежа и о том, как в процессе участвуют местные власти.
Как известно, на территории Воронежа расположены девять кладбищ — Лесное, Будёновское, Еврейское, Никольское, Правобережное, Подгоренское, Левобережное, Юго-Западное и Коминтерновское (историко-мемориальное).
Связанные с погребением вопросы регулируют Федеральные законы от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В соответствии с постановлением администрации Воронежа от 07.11.2017 № 628 «О погребении и похоронном деле на территории Воронежа» организация похорон и содержание кладбищ возложено на управление дорожного хозяйства администрации города. В бюджете города на благоустройства кладбищ на 2025 – 26 годы заложены 33,6 миллиона рублей.
Администрация города является учредителем двух похоронных организаций.
Первое — АО «Воронежское похоронное бюро». Ведет деятельность с 2015 года, генеральный директор – Евгения Платушина. Властям принадлежат 25% акций (30 миллионов рублей), остальные 75% — юридическому лицу (90 миллионов). По неофициальной информации, акции принадлежат бизнесмену Вадиму Ишутину (якобы близкому к окружению экс-губернатора Воронежской области и бывшего вице-премьера Алексея Гордеева). В 2024 году бюро при выручке в 216 миллионов получила прибыль в 3,7 миллиона.
Второе — МКУ «Администрация городских кладбищ». Ведет деятельность с 2015 года, директор – Андрей Шкитырь. В 2024 году МКУ заключило 11 контрактов на сумму 1,7 миллиона рублей в качестве заказчика. Всего в качестве заказчика заключен 141 контракт на 16 миллионов.
По информации Федеральной налоговой службы, в 2024 году наиболее крупными фирмами в сфере похоронных услуг по объему выручки в в нашем регионе стали — АО «Воронежское похоронное бюро» — 216 миллионов, ООО «Стикс» – 20,7, ООО «Областное похоронное бюро» — 5,7, ООО «Эскорт» и ООО «Гранит-С» — по 5,4, АНО «Воронежский Центр ритуальных услуг» — 2,9.
С 1 февраля этого года родственникам умершего жителя Воронежа из городской казны на организацию похорон компенсируют 9165,37 рублей.
ДЛЯ СПРАВКИ
В конце 2021 года «Воронежское похоронное бюро» отказалось от статуса публичной компании. Теперь это не ПАО, а АО. А это значит, что бюро избавилось от обязанности публиковать в открытом доступе подробные данные о своей работе.
АО «Воронежское похоронное бюро» в 2020 году реализовало проект по строительству крематория в Воронеже. По словам вице-президента Союза похоронных организаций и крематориев России Алексея Сулоева, в нашей стране не хватает крематориев. Сейчас их 28 (12 муниципальных, 16 частных), то есть на более чем пять миллионов соотечественников приходится один крематорий. Кроме того, наблюдается повышенный спрос на кремацию. Виной тому, в том числе, падение доходов населения. Ведь обычные похороны на кладбище обходятся в два раза дороже кремации.