Две истории от воронежцев: в одном случае Госжилинспекция отказывается от проверки, ссылаясь на отсутствие полномочий, в другом – деятельно ее проводит. «Полиграф.Медиа» разбиралось в ситуации.
В июле 2021 года в Госжилинспекцию Воронежской области обратилась жительница многоквартирного дома с просьбой провести проверку и принять меры реагирования. Ее сосед якобы произвел незаконную перепланировку, которая привела к затоплению нижних жилых помещений.
В начале августа замначальника отдела надзора за содержанием многоквартирных домов Маргарита Мещерякова ответила, что у ГЖИ нет полномочий для проведения контрольно-надзорных мероприятий, так как отсутствует соответствующее актуальное положение, утвержденное правительством РФ, которое определяет основания, виды и порядок их проведения.
Сотрудник ГЖИ подчеркнула, что у должностных лиц инспекции появится возможность организовать и провести мероприятия, направленные на пресечение и профилактику нарушений обязательных требований, только после принятия соответствующего подзаконного нормативно-правового акта.
Ранее в части контрольно-надзорных мероприятий действовало постановление правительства РФ № 493 «Положение о государственном жилищном надзоре» от 11.06.2013, а также постановление регионального правительства «О порядке осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Воронежской области» № 872 от 8.10.2013.
Однако эти документы, надо полагать, частично утратили силу 1 июля 2021 года в связи с существенными изменениями статьи 20 Жилищного Кодекса РФ, определяющей основания и предмет проведении регионального государственного контроля. Изменения были внесены в соответствии с федеральным законом № 170 «О внесении изменений в отдельны законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» от 11.06.2021.
Вот и Маргарита Мещерякова пишет, что вышеуказанные законодательные акты к рассматриваемым правоотношениям с 1 июля не применяются в части видов контрольных (надзорных) мероприятий.
В новой редакции статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными правительством РФ (ч. 3 ст. 20 ЖК РФ).
Положение «О региональном государственном жилищном контроле (надзоре) на территории Воронежской области» правительство Воронежской области утвердило своим постановлением № 719 только 13 декабря 2021 года.
То есть, ГЖИ по Воронежской области не имело полномочий для проведения контрольно-надзорных мероприятий с 1 июля по 13 декабря прошлого года? Это подтверждает сама инспекция в ответе на обращение жителя Воронежа.
Но, несмотря на это, мероприятия проводились. Проведение контрольно-надзорных мероприятий в период отсутствия актуального положения можно проиллюстрировать примером.
В начале сентября 2021 года один из судов общей юрисдикции Воронежа по заявлению ГЖИ Воронежской области вынес решение о принудительном предоставлении доступа в квартиру жителя МКД в центре города. Доступ был нужен инспекции в рамках рассмотрения обращения жильца на незаконные действия соседа о перепланировке квартиры. По желанию собственника жилого помещения «Полиграф.Медиа» не раскрывает подробности этого дела, однако все подтверждающие документы имеются в редакции.
Так почему в одном случае ГЖИ отказывает в проведении внеплановой выездной проверки, а во втором случае – проводит мероприятие, добиваясь санкций на принудительный доступ в квартиру?
По данным отчета ГЖИ, в рамках осуществления государственного жилищного надзора и лицензионного контроля государственными жилищными инспекторами Воронежской области за второй квартал 2021 года проведено 1 056 проверок: плановых проверок – 2; внеплановых проверок – 1054, из них:
- в рамках проведения жилищного надзора – 367 проверки;
- в рамках проведения лицензионного контроля – 687 проверок.
Отчеты о деятельности ГЖИ за III и IV квартал – как раз в период отсутствия актуального положения о контрольно-надзорных мероприятиях – на сайте не опубликованы в нарушение внутреннего приказа № 122 «О деятельности государственной жилищной инспекции Воронежской области, размещаемой в сети Интернет». В соответствии с п. 8.1 приказа, инспекция обязана публиковать статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Если сотрудники ГЖИ Воронежской области не имели полномочий на проведение контрольно-надзорных мероприятий, но проводили их, то они могли превысить свои служебные полномочия. А если имели право и не проводили, то могли допустить халатность. Оба эти понятия отражаются в Уголовном Кодексе РФ, и за совершение этих преступлений предусмотрена уголовная ответственность. Редакция «Полиграф.Медиа» готовит обращение в прокуратуру, чтобы получить разъяснения.