Прежде чем после творческого перерыва вдохнуть вторую жизнь в «Полиграф», хотелось бы высказаться по ряду вопросов, активно обсуждаемых общественностью в последнее время, благо в информационном поле образовалось затишье.
В последние месяцы сложно было не заметить всплеск информационной и политической активности вокруг города в целом и Воронежской городской Думы в частности.
Отсутствие спикера Владимира Ходырева сразу после выборов в связи с состоянием здоровья; попытка увеличения тарифов в интересах концессий на максимально возможные значения; разногласия по новому проекту генерального плана городского округа, снос комплекса Хлебозавода компанией “Выбор”, роль и место в этих процессах первых лиц региона — все это крайне активно и эмоционально обсуждалось на разных площадках.
Попробуем разобраться, что же происходило на самом деле, каковы причины такой взвинченности, объективный или субъективный характер она носит.
Исторический контекст.
В марте 2009 года на должность губернатора Воронежской области был назначен бывший заместитель председателя Правительства РФ Алексей Гордеев, — влиятельный политик федерального уровня. С его приходом ранее существовавшее политическое поле было полностью реорганизовано, хотя ряд важных должностей на первом этапе правления оставался за “старыми силами”: Владимир Ключников на должности спикера областной Думы с умеренным рвением выражал интересы местных «комсомольцев»; городская Дума и мэрия некоторое время также находились под влиянием команды закулисного функционера Леонида Зенищева, в которую, в числе прочих, входил бывший мэр и спикер гордумы Сергей Колиух. Однако, весьма скоро, политическая история «старого» Воронежа была окончена, конкуренты в том или ином виде — устранены, а сферы влияния перераспределены членами команды губернатора.
Новыми столпами гордеевской власти стали его приближенные «варяги»: Владимир Логинов, Максим Увайдов, Геннадий Макин, Юрий Раков, Александр Песов и другие.
Логинов возглавил АИР (Агентство по инновациям и развитию) и продолжил коммуницировать с нужными людьми в столице. Его активность увеличивалась поэтапно и к концу губернаторства Гордеева достигла в регионе своего максимума. Владимир Григорьевич взял под контроль коммунальный бизнес скандально известного воронежского бизнесмена Вадима Ишутина (полигон ТБО, управляющие компании, «похоронку»). Это случилось после «наезда» на бизнесмена, инициированного в 2013. Ишутина всегда небезосновательно считали человеком Андрея Павловича Маркова, который, в свою очередь, находился под протекцией заместителя председателя Правительства — руководителя представительства Воронежской области при федеральных органах государственной власти Александра Песова.
Максим Увайдов, как мы хорошо помним, через ДИЗО управлял имущественно-земельными процессами в области, а без этой инстанции, также законтролировавшей возглавляемое Шевелевым городское УГА (управление главного архитектора).
Юрий Раков, формально возглавляя инспекцию государственного строительного надзора, курировал всю стройку и ЖКХ. Руководящий контрольно-аналитическим управлением Марков и его заместитель Сергей Соколов жестко конкурировали с веткой Раков-Шабалатов (Сергей Куприн, Олег Сумин, Вадим Кстенин). Преимуществом Андрея Павловича являлись имеющиеся у него компетенции в части выборных процессов и конечно, само контрольное управление, дающее большие аппаратные возможности, которыми он умело воспользовался.
После возвращения на малую родину Геннадия Макина, в целях локализации имеющихся внутренних конфликтов, Андрею Павловичу сделали предложение, от которого нельзя было отказаться — Государственная Дума.
Сфера влияния Маркова на момент перевода «серого кардинала» в Москву представляла весьма обширную структуру: ЖКХ с Фондом капитального ремонта и ЕПСС (единой процессинг-сервисной системой), областное здравоохранение (возглавляет ставленник УРП Александр Щукин), в значительной части стройка и дорожное хозяйство (курирует заместитель председателя облправительства Сергей Честикин), городская “социалка” (возглавляет лояльная Маркову Надежда Савицкая), все системные НКО, ключевые СМИ, ряд глав районов. Ответственным за большое “хозяйство” стал бывший заместитель Маркова Сергей Соколов, действующий “политический” вице-губернатор.
Стоит отметить, что все это время действующий губернатор Александр Гусев возглавлял сначала «мертвый» (так как мало на что влияет в данной отрасли) департамент промышленности, затем занял пост первого заместителя губернатора (при жестком и харизматичном Гордееве эта должность была больше формальной, так как зачем единственному — первые?), и потом, после «бегства» из мэрии Геннадия Чернушкина в 2013 году, — главы города. На этом первая часть экскурса подходит к концу, а вторая начинается с губернаторства Александра Гусева, который оказывается на должности главы региона в декабре 2017 года.
Александр Гусев.
Александр Гусев с приходом на должность убирает, в первую очередь, личных оппонентов, с которыми не сложились отношения при Алексее Гордееве. Это засветившийся в ряде скандалов Геннадий Макин, Максим Увайдов, плавно перешедший через некоторое время заместителем министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева (сам Алексей Васильевич, напомню, в 2017-2018 гг был полпредом в ЦФО), Владимир Логинов, — был назначен заместителем министра природных ресурсов, Марков же потихоньку грустил в Госдуме.
Процессы на время замедляются, новых назначений не происходит, на политической сцене начинает доминировать строительный клан, Воронеж потихоньку начинает отрываться от столицы и сплавляться в «провинциализм». “Город-сад” и “Платоновский” фестиваль уже не те, на дворе перманентный кризис и тоска.
Однако, как гром среди ясного неба, в сентябре 2018 года случается «агибаловская» утечка про назначение чиновнику т. н. «золотого парашюта» с одновременным восстановлением его в должности. Скандал выходит на федеральный уровень, а через 10 дней губернатор Гусев увольняет своего заместителя Евгения Юрченко, который полноценно даже не успел вступить в должность.
Некоторые телеграм каналы тогда намекали, что крупный бизнесмен Юрченко был причастен к утечке, якобы претендуя на место губернатора. В реальности, многие думают иначе. Подозрения в «сливе» падают на команду УРП, управляемую из Москвы Андреем Марковым.
Начинается затяжная информационная и административная война, которая набирает обороты по сей день. Потери несут обе стороны. Губернатор — имиджевые, УПР — кадровые: в 2019 году был уволен заместитель руководителя УРП, медиа-технолог, Роман Паневин, в апреле текущего года — замруководителя УРП Андрей Черваков, некоторые телеграм-каналы говорят о скором увольнении руководителя УРП Александра Холода. По мнению ряда экспертов, мотив Маркова, который сосредоточил вокруг себя значительную часть медиаресурсов региона — путем давления на Гусева получить от него добро на перевыборы в ГД, что дает функционеру губернаторские и иные кадровые перспективы, а также укрепляет влияние в регионе через доверенных лиц: Сергея Соколова, спикера облдумы Владимира Нетесова и, в случае успеха, потенциального спикера гордумы Романа Жогова. Задача команды Гусева, ядром которой является строительный клан (Сергей Лукин и Владимир Ходырев) вообще избавиться от тяжелого и ненужного для них «гордеевского наследия».
Информационная смута.
А теперь вернемся к разворачивающимся сегодня событиям. Спикер Владимир Ходырев, после вынужденного отсутствия, весьма демонстративно и грубовато “завернул” с должностью заместителя председателя Воронежской городской Думы представителя “марковской” группы и подчиненного Владимира Нетесова по партийной линии, руководителя фракции Единой России в гордуме, Романа Жогова. Решение Ходырева было воспринято командой УРП болезненно и враждебно, и они начинали “шатать” под спикером кресло, используя весьма популярные у самых разных групп населения посылы, которые, надо сказать, являются объективными: сырой генплан с признаки возможной коррупционности, беспрецедентно наглый снос Хлебозавода компанией «Выбор», с большой долей вероятности аффилированной к вице-губернатору Шабалатову; использование в информационной борьбе запредельного черного пиара путем привлечения неуправляемых информационных фриков в лице профессора Нечаева и телеграм-канала «Спойлер», за которым, по моим данным, стоит журналист Александр Пирогов.
Этакая битва единороссов, в которой стороны хотят записать оппонента в “несистемщики”: один — не дал однопартийцу должность, другие вообще “подняли на уши” либеральную прослойку, что не может не встревожить тех же “чекистов”.
Мнение и прогноз.
Наивно полагать, что политики живут чаяниями народа. При этом люди, так или иначе тянутся к тому, чьи интересы им ближе, а аппетиты умереннее. В сложившейся ситуации виноваты все, и результатом этого хаоса вполне может быть тотальная зачистка поля, которая имела место в 2009 году. Налицо слабость региональной исполнительной вертикали и бескомпромиссность сторон в этой борьбе.
Однако, наряду с определенной нерешительностью Александра Гусева, у него есть огромный плюс — он не коррумпирован от слова “совсем”. Шумиха с трудоустройством его дочери в структуры депутата Госдумы Сергея Чижова не выдерживает никакой критики. А честный губернатор сейчас редкость. Опять же, “Выбор” — структура, дружественная вице-губернатору Виталию Шабалатову, подконтрольного Алексею Гордееву, и наказывать за ее действия губернатора вряд ли кому придет в голову.
В части же потенциального выбора Романа Жогова спикером гордумы, который может стать переломным моментов региональной политики на данном отрезке времени, — сильно сомневаюсь. Даже если генплан не примут… Городские депутаты не чувствуют в Романе Владимировиче центра силы, гаранта, самостоятельности в принятии ключевых решений. Да и в оппонентах у него слишком уж матерые люди с огромным финансовым и административным ресурсом, которые заинтересованы в сохранении статус-кво. Напомним, Сергей Лукин является сенатором, а команда Маркова при этом не очень симпатична силовикам еще с 2013 года, из-за дружбы депутата с явно неоднозначным Вадимом Ишутиным. К тому же, нельзя забывать про фиаско гордеевской команды в борьбе за контроль над федеральной мусорной реформой…
Виталий Панков