Одним из важнейших законодательных новшеств этой недели стало принятие Госдумой РФ 11 июля на пленарном заседании в первом чтении законопроекта, который разрешает членам семьи посещать пациентов, находящихся в реанимации. Борьба за право посещать больных в палатах интенсивной терапии ведется уже не один год. Родственники хотят быть рядом со своими близкими в минуты тяжелой болезни, а врачи утверждают, что такие меры будут нарушать санитарный режим в больнице. И те, и другие правы, но по-своему.
История проблемы
В апреле 2016-го года этот вопрос был поднят на прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным. Тогда к главе государства обратился актер Константин Хабенский, который попросил Владимира Путина решить проблему с доступом родственников в реанимацию.
«Иногда доходит до сумасшествия. И получается такая ситуация, что родственники бегают, тратят нервы, собирая какие-то справки и думая, не придумают ли за ночь еще что-либо. Нужно просто объединиться. Мне кажется, что все люди, попавшие в такую ситуацию, нуждаются в человеческом тепле и человеческой помощи», – рассказал Константин Хабенский.
И нововведения не заставили себя ждать. Буквально через месяц, в мае 2016-го года, Минздрав России разослал в департаменты здравоохранения всех субъектов страны рекомендательное письмо о правилах посещения и памятку по ознакомлению посетителей перед посещением пациентов ОРИТ. Получил это письмо и департамент здравоохранения Воронежской области (есть в распоряжении редакции «Полиграф.Медиа»). Информацию донесли до медицинских организаций региона, где есть палаты и отделения реанимации и интенсивной терапии. Но повторим – это письмо носило лишь рекомендательный характер.
Какая ситуация сейчас?
Как оказалось, воронежские больницы сейчас руководствуются именно этими рекомендациями двухлетней давности. К примеру, врачи городской клинической больницы №3 рассказали, что у них посещение реанимации возможно, но для этого есть определенный перечень правил.
- Не должны приходить родственники с инфекционными заболеваниями (при этом справки об отсутствии заболевания не требуют).
- Посетители не должны быть в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
- В палату не разрешено заходить детям до 14 лет.
- В палате не разрешается находиться более чем двум посетителям, поскольку тяжелобольных пациентов не один-два, а может быть и пять, и шесть. Это зависит не от того, что в больницах не хватает мест, а от того, что на одну медицинскую сестру приходится такое количество тяжелых пациентов. И за ними нужно непрерывное наблюдение.
- При посещении важен и внешний вид родственников. Они должны быть без верхней одежды, в бахилах, халате, маске и шапочке и с тщательно вымытыми руками.
- В палате должны соблюдать тишину, выполнять указания медперсонала и не прикасаться к медицинским приборам.
- В свою очередь, медицинскому персоналу необходимо провести с посетителями краткую беседу и психологически подготовить к тому, что родственники увидят в отделении.
«Согласно этому приказу, родственникам можно посещать только в определенные часы. При условии, что в это время с пациентом не проводится никаких манипуляций и он не находится на аппарате искусственного дыхания. В принципе, в законодательном нововведении мы видим только положительную сторону. Если родственники ведут себя адекватно, культурно и не психуют, то посещение пойдет на пользу пациенту. Но бывают разные случаи, когда они не всегда довольны. Надо понимать, что врачи не всесильны, не всегда получается тот результат, который хотелось бы», – прокомментировал источник в Воронежской городской клинической больнице №3.
Медучреждения обяжут пропускать родственников

Если письмо Минздрава РФ носило лишь рекомендательный характер, то теперь новый законопроект обяжет медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Пока Госдума РФ приняла законопроект № 359335-7 «О внесении изменения в часть 1 статьи 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в первом чтение. Ему еще предстоит доработка. Законопроект был внесен депутатом «Единой России» и зампредседателя думского комитета по охране здоровья Николаем Герасименко. Правительство РФ поддержало его, но при этом высказало в своем заключении ряд замечаний. В частности, в проекте отсутствует механизм реализации данной нормы. Поэтому в разных медицинских учреждениях, независимо от организационно-правовой формы, эти условия могут отличаться, и решение о посещении пациентов принимается для каждого конкретного случая, отметили в заключении.
У многих врачей и пациентов есть истории, которые дают основания полагать, что тяжелобольному человеку для выздоровления может быть недостаточно только лишь медицинских манипуляций. Во время болезни, особенно тяжелой, человеку как никогда нужна поддержка близких. Принятие нового закона даст пациентам возможность не оставаться один-на-один с недугом и, возможно, скорее победить его.
Новости по теме
Войдите , чтобы оставлять комментарии
